И еще есть журналистская обработка.
На днях опубликовали статистику по Коми по результатам антиалкогольного закона. Результаты, исходя из публикации, неутешительные. Поскольку в Коми первые законы такого типа были приняты в 2008-м году, то сопоставление проводилось с «дозапретным» 2007-м годом. Что уже не совсем корректно с формальной точки зрения, наверное, ибо закон о запрете на продажу алкоголя в ночное время принят в ноябре 2008-го, но… это, в общем-то мелочи.
читать дальшеДоля преступлений, как указано в статье, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, возросла с 13% в 2007 году до 42% в 2011 году. Вполне вероятно, что процентное соотношение возросло, охотно в это верю, но… причины надо же анализировать. В 2011-м году было проведено мощное такое изменение в законодательстве, которое декриминализировало целый ряд статей, традиционно совершавшихся в трезвом виде. Это и отмывание доходов (путем повышения суммы, с которой начинается уголовная ответственность), и уклонение от уплаты налогов, и основную часть контрабанды… и ту же клевету. С другой стороны, 264-ю статью (ДТП, повлекшее тяжкие последствия) расслоили с трех частей до шести, продублировав каждую прежнюю часть состоянием алкогольного опьянения. То есть, если ранее следователь особо на состоянии опьянения правонарушителя не циклился (все равно не отягчающее обстоятельство), то сейчас оно вошло в квалифицирующий признак соответствующей статьи обвинения.
Приводятся чудовищные цифры случаев самих ДТП, совершенных в состоянии опьянения, и уточняется, что это 1/8 часть всех ДТП. О том, что ранее доля ДТП, совершенных пьяными водителями, была 25% (то есть, 1/4 – ровно в два раза выше) – упомянуть не сочли нужным.
Ссылаясь на Управление судебного департамента в Коми, журналист сообщает, сколько человек в 2011 году было осуждено за совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения, а в следующем предложении говорит, сколько умерло от отравления алкоголем. Поскольку УСД собирает статистику из судов, то взять данные по числу алкогольных отравлений ему неоткуда. Просто неоткуда. В таком разе оснований верить в достоверность количества осужденных у меня нет никаких – хотя да, эти сведения в УСД есть. Кстати говоря, в РК действуют два УСД – по федеральным судам и по мировым судьям; и по информации которого из них приведены статданные?
А вообще мое частное мнение – с алкоголизацией населения борются не так. Должна быть единая государственная политика, должно быть нормальное наказание за продажу спирта несовершеннолетним… много чего должно быть. Сегодня для того, чтобы сходить в кинотеатр, мне надо поехать в соседний город. Чтобы купить бутылку спиртного – достаточно выйти из дома и пересечь улицу. Все остальное – это, увы, полумеры.