Почти случайно прочла, что 8 декабря – всемирный день художника. Удивилась, полезла читать про незнакомую мне дату и выяснила, что да, действительно, введён такой праздник, причём совсем недавно – в 2007 году. Узнав, удивилась ещё больше – потому что профессия художника имеет более чем древнюю историю. Не хочу выстраивать ранги, какая профессия на самом деле является первой, второй и так далее «древнейшей», но первые художники жили еще двадцать тысяч лет назад. Спасибо природе Испании, сохранившей в пещере Альтамира древний и можно сказать уникальный дизайн интерьера, а также бесспорные доказательства древнего творчества.
Я не уверена, что в столь далёкие времена живопись была именно профессией – высока вероятность, что палеобизонов рисовали профессиональные охотники или профессиональные жрецы – в ритуальных целях, или не менее профессиональные воспитательницы подрастающего кроманьонского поколения – в целях образовательных. Но уже начиная с Древнего Египта работа художников и скульпторов стала именно профессией, причём весьма уважаемой. Правда, с сохранностью древних работ как раз художникам везло менее всего – нестойкие краски сохранялись неохотно, а расписанные материалы чаще всего были хрупкими. Нет, есть исключения в виде фресок и расписной керамики, но это именно исключения, да и много ли тех росписей сохранилось? Древний Египет – да, спасибо сухому климату, а вот уже Междуречье – увы. Даже в более поздних слоях для археологов выше шансы найти неповрежденную (или не очень сильно повреждённую) статуэтку, чем глиняную тарелку.
Когда я читаю об усилиях, которые прилагали художники в своей работе, мне становится не по себе. Самостоятельно растирать пигменты, многие из которых токсичны, самостоятельно изготавливать растворители и смешивать краски – и так каждый день, с каждой новой картиной. Да, я знаю, что эту работу мастера в гильдиях часто перекладывали на учеников, но… точно ли у всех были ученики? Да и художников, как мне помнится, было не очень много.
И я могу только радоваться, что последние годы рисовать стало намного проще. Помимо масла с ядрено пахнущими растворителями появилось сначала водорастворимое масло, а потом акрил. Узкая гамма нестойкой акварели растянулась на сотни оттенков с высокой степенью светостойкости. Ватман, на котором писали в девяностые годы, сменился доступной хлопковой бумагой, появилась специальная бумага для пастели и для туши. А за изобретение художественных маркеров фирме Copic нужно ставить памятник.
Может быть, пройдет еще лет пятьдесят, и художником сможет назвать себя каждый?